Правила перевозки наливных грузов
Наливные грузы — это вещества, которые для сохранения своих свойств и товарных качеств должны перевозиться в жидком или сжиженном газообразном состоянии: растительные масла, спирты, нефть и нефтепродукты, кислоты, пропан, бутан и пр. Однако вместе с тем «ассортимент» наливных грузов настолько широк, что применять к ним единые правила перевозки никак нельзя. Эти правила, особенности транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ зависят от вида и свойств груза.
Наливные грузы делятся на:
- нефтепродукты;
- химические грузы (кислоты, щелочи (…), а также сжиженные газы);
- пищевые продукты.
Правда, на требования к организации перевозки будет влиять не столько «видовая принадлежность» груза, сколько его физико-химические свойства. Они определяют выбор транспортного средства и цистерн, условия и длительность перевозки, особенности погрузки и разгрузки, необходимость получения разрешения, квалификацию водителя, количество и вид сопроводительных документов и т.п.
На какие свойства наливных грузов следует обращать внимание в первую очередь?
Плотность — отношение массы вещества к единице объема.
Еще со школьного курса физики известно, что плотность жидкости тесно связана с температурой: как правило, при нагревании она увеличивается в объемах, а при охлаждении, наоборот, сжимается. И это свойство вещества, равно как и температуру, при которой оно было загружено, очень важно учитывать при заполнении цистерны и при транспортировке. Ведь в процессе езды температура может повыситься — и жидкость, залитая до этого до краев и от нагревания увеличившаяся в объеме, будет искать щели и прочие дыры, чтобы выбраться наружу. Если же цистерна (или другая емкость) цела и герметична, тогда начнет расти давление, отчего эту цистерну может даже «разорвать».
Вязкость или, иными словами, «текучесть» вещества. Это свойство, в первую очередь, определяет длительность и условия налива и слива груза. Так, вещества с высокой вязкостью менее «подвижны», а значит, их погрузка и разгрузка может потребовать большего времени и дополнительных мер — подогрева, использования насосов и пр.
Температура застывания вещества. Она влияет как на особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ (необходимость нагревания вещества перед наливом и сливом), так и на процесс транспортировки и выбор транспортного средства. Так, для перевозки некоторых грузов (битум, асфальт и т.п.) могут использоваться специальные цистерны с подогревом, которые препятствуют застыванию вещества.
Испаряемость — склонность вещества к парообразованию, то есть переходу из жидкого состояния в газообразное. Наибольшая испаряемость характерна для бензинов и др. нефтепродуктов. Ее интенсивность зависит от типа вещества, его температуры и температуры окружающей среды, атмосферного давления, времени года и площади свободной поверхности жидкости. Учитывать это свойство необходимо для того, чтобы прогнозировать допустимые потери груза при транспортировке, хранении, наливе и сливе.
Теплоемкость — количество тепла, которое необходимо для того, чтобы нагреть вещество на 1°C. Эта величина позволяет высчитать, сколько времени (или сколько энергии) уйдет на то, чтобы подогреть вещество до той температуры, при которой его можно беспрепятственно сливать и наливать.
Температура вспышки — наименьшая температура, при которой пары вещества (обычно — нефтепродуктов), образовавшие смесь с воздухом, способны воспламеняться при наличии открытого пламени. Это свойство определяет пожароопасность груза, а значит, предельное значение температуры, на которое может быть нагрето вещество при транспортировке, наливе и сливе, а также условия проведения погрузочно-разгрузочных работ. Так, при наливе нефтепродуктов следят за тем, чтобы их температура была как минимум на 10°C ниже температуры вспышки.
Температура воспламенения — самая низкая температура, при которой жидкость или газ самовозгораются без искры или пламени. Это значение во избежание катастрофы очень важно учитывать при выборе цистерны, в процессе транспортировки, при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Предел взрываемости — минимальное содержание паров вещества в воздухе (в процентном соотношении), способное взорваться в присутствии открытого пламени, раскаленных металлических предметов и пр. Это свойство точно так же определяет безопасность на всех этапах перевозки наливного груза.
Электролизация — свойство вещества (как правило, нефтепродуктов) накапливать заряды статического электричества, что чревато возникновением электрического разряда. Этот разряд, в свою очередь, способен вызвать искру и повлечь за собой взрыв и воспламенение груза.
Опасное накопление зарядов чаще всего происходит при прохождении жидкости по резиновым наливным шлангам и через металлические фильтры. Кроме того, они могут изначально заноситься вместе с веществом в цистерну и накапливаться в ней. Чтобы избежать воспламенения, взрыва и пр., обязательно заземляют наливную эстакаду, иногда ограничивают первоначальную и максимальную скорость налива груза, а также добавляют в вещества специальные присадки, повышающие его электропроводность.
Коррозионность — это способность вещества «разъедать» металлы, особенно характерная для кислот и щелочей. Чтобы во время транспортировки не произошло повреждения корпуса емкости, в которой перевозится груз, и его утечки, необходимо использовать специальные цистерны с усиленной защитой.
Токсичность — вредное воздействие вещества на организм человека. При работе с такими грузами во избежание острого отравления должны выполняться строгие меры безопасности и тщательно контролироваться концентрация паров опасного вещества в воздухе.
Кроме того, при транспортировке нефти и нефтепродуктов учитывают октановое (свидетельствует о детонационной способности вещества) и цетановое (характеризует воспламеняемость топлива) число, а организуя перевозку жиров и растительных масел, обращают внимание на такие показатели, как йодное (чем оно выше, тем вероятнее возможность окисления) и кислотное число.
Последнее фиксирует начало процесса гидролитического распада масел или жира: выделяющийся при таком процессе свободный кислород тоже способствует окислению продукта и ухудшает его вкусовые и пищевые качества. Чтобы этого избежать, необходимо помнить о том, что на усиление окислительных процессов влияет контакт с металлом (значит, для перевозки должны использоваться емкости из специального материала), а также повышение температуры вещества, которую, следовательно, надо тщательно регулировать как при сливе и наливе, так и при непосредственном передвижении груза.
Порядок организации перевозки наливных грузов
Очевидно, что перевозка наливных грузов — это достаточно сложный и полный нюансов процесс. Чтобы организовать его качественно, доставить груз в целости и сохранности (ну, или почти в сохранности — за вычетом того минимума, что не могло, например, не испариться), избежать аварий и катастроф, нужно четко представлять, какое именно вещество перевозится и какими свойствами оно обладает.
Все перечисленные характеристики вещества, а также условия его хранения, использования, способы оказания первой помощи при аварии, методы обезвреживания и пр. описаны в паспорте безопасности, к которому должны иметь доступ экспедитор и перевозчик.
Однако главное, о чем необходимо помнить, так это о том, что значительная часть наливных грузов относится к опасным. А значит, их перевозка требует особого разрешения на проезд по автомобильным дорогам, специальной подготовки водителя, допуска транспортного средства к перевозкам, его обозначения на время движения и т.п. В этом случае первое, что понадобится тому, кто организует доставку груза, — это номер вещества по ООН.
Транспортные средства для перевозки наливных грузов
Что касается транспортных средств, то обычно наливные грузы перевозятся в цистернах или контейнерах-цистернах. Их выбор на самом деле достаточно разнообразен и зависит от того, повторимся, какое именно вещество необходимо доставить и какими свойствами оно обладает.
По температурному режиму автоцистерны могут быть:
- изотермическими: способны сохранять определенную температуру, чаще всего используются для перевозки скоропортящихся продуктов (например, молока);
- с «паровой рубашкой»: позволяют дополнительно подогревать груз в любой момент его транспортировки или перед сливом;
- с автономным подогревом: поддерживают постоянную повышенную температуру вещества на всем пути его перевозки;
- без температурного режима — для относительно непривередливых грузов.
По предъявляемым к их производству требованиям:
- выполненные из специальной стали, которая устойчива к коррозии, высоким температурам и прочему агрессивному воздействию (используются, как правило, для перевозки кислот и щелочей);
- с внутренним гуммирующим слоем, который служит буфером между перевозимым веществом и стенками цистерны и продлевает срок ее работы (толщина слоя зависит от вида и степени агрессивности груза);
- произведенные из алюминиевого сплава: они меньше подвержены коррозии, более искробезопасны и чаще используются для транспортировки светлых нефтепродуктов;
- имеющие усиленную конструкцию (она выдерживает повышенное давление и уменьшает риск взрыва), наружный «кожух» (снижает приток тепла к веществу и препятствует его испарению) и внутреннюю емкость; такие цистерны предназначены для перевозки газов и, как правило, для предотвращения влияния солнца выкрашены в светлые цвета;
- разделенные на отдельные отсеки — для одновременной перевозки различных грузов;
- отвечающие определенным санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, поскольку используются для транспортировки пищевых продуктов.
Впрочем, классификация автоцистерн достаточно условна: каждая емкость может совмещать в себе несколько признаков и применяться для перевозки как какого-то одного определенного вещества (молоковозы), так и группы веществ, обладающих похожими свойствами.
При этом, хотя наливные грузы, как правило, не требуют отдельной упаковки и заливаются непосредственно в цистерну или контейнер-цистерну, достаточно популярна тара под названием «флекситанк».
Что такое флекситанк?
Это гибкая емкость из полимерных материалов, предназначенная для перевозки жидких неопасных грузов. Она крайне удобна в применении и, несмотря на то, что может использоваться только один раз, а потом подлежит обязательной утилизации, очень экономична.
Все достаточно просто: пустой флекситанк (который в таком виде напоминает сдутый матрас) устанавливается внутри стандартного 20-футового контейнера, после чего присоединяется шланг, запускается электронасос — и жидкость заполняет емкость. Когда груз занял необходимый объем (а флекситанк рассчитан на 14-24 тыс. литров), он, в принципе, готов к транспортировке.
Правда, перед погрузкой можно еще сделать специальный защитный слой, который убережет груз от резких перепадов температур, а для разгрузки (при необходимости) с помощью пара и электричества разогреть перевозимое вещество.
Главное же достоинство флекситанка в том, что его использование убирает проблему долгих поисков подходящей цистерны, за которую еще придется выложить порядочную сумму: найти стандартный 20-футовый контейнер куда проще, да и обойдется он дешевле.
Правда, есть и существенный минус: транспортировать таким образом можно только неопасные и относительно непривередливые грузы. Взрывоопасные газы, нефтепродукты, кислоты и пр. в такой емкости точно не довезешь.
Какие документы нужны для перевозки наливных грузов?
Помимо обязательного пакета (транспортной накладной, путевого листа, документов на транспортное средство), перевозка химических грузов должна сопровождаться паспортом безопасности вещества. Если перевозятся продукты питания, то в перечень сопроводительных документов входят: санитарно-гигиенический, ветеринарный сертификат, сертификат соответствия транспортного средства санитарно-гигиеническим и экологическим нормам, а для водителя — справка, свидетельствующая о прохождении специального медицинского осмотра.
Однако для перевозки наливных грузов, относящихся к опасным, предъявляются гораздо более строгие требования:
- разрешение на проезд;
- свидетельство ДОПОГ о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
- свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
- письменные инструкции с описанием груза, условий транспортировки и мер, предпринимаемых в случае аварии, и т.п.;
- при смешанной перевозке с включением морского участка пути — свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства.
Итак, о чем необходимо помнить, организуя перевозку наливных грузов?
К перевозкам таких грузов, прежде всего, допускаются только опытные водители, имеющие стаж по соответствующей категории (для опасных грузов — не менее трех лет). Кроме того, перед началом пути они должны быть проинструктированы: какой груз они везут, какими свойствами этот груз обладает и какие условия необходимо соблюдать, чтобы довезти его в целости и сохранности.
При этом выбор транспортного средства следует делать с учетом вида и химико-физических свойств груза и с их же учетом готовить груз к транспортировке и проводить погрузочные работы. Поэтому прежде всего необходимо точно узнать наименование, вид и свойства вещества и в соответствии с ними продумать план грузоперевозки.
Опасные грузы, как уже отмечалось, требуют дополнительных согласований, скоропортящиеся — оптимизации сроков доставки и поддержания на всем пути определенной температуры, а каждое вещество — специальных условий погрузки.
Так, нефтепродукты, способные к электролизации, следует наливать, заземляя наливную эстакаду. Вещества с высокой вязкостью нужно предварительно разогревать, учитывая при этом их температуру вспышки и воспламенения. Перед наливом пищевых жидкостей необходимо убедиться в том, что автоцистерна чиста, не содержит остатков других продуктов и соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Впрочем, очищенными от материалов прежнего груза должны быть все без исключения транспортные средства, а те, которые перевозят опасные вещества, еще и обеззаражены.
Заполняя цистерну, необходимо всегда оставлять недолив — около 10% от всего объема, в зависимости от вида и свойств вещества.
Перевозка некоторых грузов может потребовать добавления специальных присадок — повышающих электропроводность, уменьшающих вязкость, снижающих коррозионность и т.п.
В общем, все этапы перевозки наливных грузов (выбор автоцистерны, подготовка груза, условия транспортировки, особенности проведения погрузочно-разгрузочных работ, перечень сопроводительной документации и т.д.) целиком и полностью зависят от вида перевозимого вещества и его физико-химических свойств. Это же влияет и на конечную стоимость услуги.