В «РЖД» придумали еще одно решение, как ограничить количество вагонов на сети

20 августа 2025 г.17:43

В «РЖД» придумали решение, как ограничить количество вагонов на сети

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Как узнали в информационном агентстве «РЖД-Партнер», «РЖД» предложили ввести лимит на численность вагонного парка на сети железных дорог и вводить новые вагоны только взамен списанных. Свою инициативу компания уже направила на рассмотрение в Министерство транспорта РФ. Считается, что подобный шаг позволит сбалансировать количество подвижного состава на сети и избавиться от лишних вагонов, которые замедляют работу всей железной дороги. Правда, эксперты опасаются, что такое решение в будущем, наоборот, приведет к дефициту погрузочных мощностей и к развитию «черного» рынка по торговле квотами на ввод новых вагонов. Кроме того, непонятно, будет ли оно учитывать списание по отдельным видам вагонов, в то время как отдельных видов подвижного состава при общем излишнем парке уже сейчас не хватает.

Напомним: активную борьбу с лишним подвижным составом в «РЖД» начали еще осенью прошлого года. Так, например, в октябре компания в принципе на несколько дней остановила прием новых вагонов, а в конце месяца ввела суточную норму подачи порожних вагонов под погрузку, снизив ее по сравнению с действовавшими до того показателями.

Кроме того, компания добилась дополнительной индексации тарифов (на 10%) на порожний пробег.

В результате, как отчитывались в феврале этого года в монополии, в отстой удалось отправить более 115 тыс. лишних вагонов, благодаря чему оборот вагона на сети общего пользования ускорился на 1,5 суток.

Тогда, кстати, общий парк вагонов на сети «РЖД» оценивался в 1,382 млн. вагонов, из которых около 400 тыс. вагонов называли лишними.

Как узнали в информационном агентстве «РЖД-Партнер», сейчас компания предлагает ввести лимит в 1,1 млн. вагонов и вводить в использование новые только по мере списания тех, которые выбывают по сроку службы.

«Владельцам подвижного состава и вагоностроительным предприятиям необходимо под эгидой федеральных органов исполнительной власти с участием «РЖД» определить экономически оптимальную модель обновления парка с учетом его утилизации и производства новых вагонов, исходя из предельной величины на инфраструктуре общего и необщего пользования», — пояснили в Центральной дирекции управления движением «РЖД».

При этом опрошенные информационным агентством эксперты сомневаются в эффективности такого решения и опасаются, что оно может спровоцировать возникновение ряда других проблем.

Так, например, введение лимита на прием новых вагонов на основе списания старых в будущем, наоборот, может привести к дефициту погрузочных мощностей на сети «РЖД», поскольку продолжается модернизация Восточного полигона, идет строительство дополнительных железнодорожных веток и инфраструктуры в целом, что обещает рост погрузки, которую ограниченный по количеству подвижной состав не сможет вытянуть.

То есть: если и устанавливать какой-то максимальный предел на количество вагонов, то только с очень тонким расчетом, учитывая прогнозы по погрузке, динамику развития отрасли и мн. др.

Одновременно эксперты указывают на то, что предложение «РЖД» может спровоцировать развитие «черного» рынка по продаже квот на ввод новых вагонов.

«Предлагаемый «РЖД» подход также оставляет открытым вопрос порядка распределения квот на новые вагоны под рост грузовой базы и списка конкретных игроков рынка, которым они будут доставаться, а также порядок по урегулированию ситуации отказа постройки парка со стороны получившего квоту оператора, к примеру, по причине не удовлетворяющей его доходности», — говорится в публикации информационного агентства.

Плюс, непонятно, будет ли установленный лимит учитывать численность вагонного парка по отдельным сегментам перевозок или будет предусматривать общий подход.

В последнем случае это чревато тем, что на сети будет ощущаться недостаток отдельных видов подвижного состава при общем якобы достаточном количестве вагонов.

«Например, рост экспорта-импорта растительных масел вызывает потребность в поставках дополнительного числа пищевых цистерн. Строительству этого парка будет препятствовать отсутствие списания других типов подвижного состава», — поясняют в одной из опрошенных компаний.

Впрочем, на данный момент предложение «РЖД» только находится на рассмотрении Министерства транспорта. О том, будет ли оно принято и в каком виде, говорить пока рано.