Создание единой системы весогабаритного контроля в России откладывается?
9 октября 2025 г.15:35

Росавтодор
Как стало известно изданию «Коммерсантъ», депутаты Государственной Думы хотят перенести рассмотрение законопроекта о создании в России единой системы весогабаритного контроля грузовиков на следующий год, отправив документ на доработку. Такая система должна была объединить в себе информацию обо всех действующих в стране постах — как автоматических, так и стационарных и передвижных, тем самым открыв перевозчикам доступ к результатам измерений, а также к данным о проводимой диагностике весогабаритных пунктов. Ожидалось, что ее введение позволит усовершенствовать контроль за передвижением грузовиков, минимизировав при этом случаи необоснованного привлечения перевозчиков к ответственности из-за неотлаженной работы самих постов. Планировалось, что в полноценном виде система начнет действовать уже с 1-го сентября следующего года.
Законопроект о создании в России единой автоматизированной системы весогабаритного контроля грузовиков (АСВГК), разработанный Министерством транспорта РФ, был внесен в Государственную Думу в июле этого года.
В принципе, предполагалось, что его рассмотрение начнется осенью этого года с тем, чтобы к концу года нововведения уже были приняты и началась непосредственная работа по внедрению системы, полноценный запуск которой был запланирован на 1-е сентября 2026-го года.
Эта система должна объединить в себе все посты весогабаритного контроля (автоматические, стационарные, передвижные), расположенные как на федеральных трассах, так и на региональных дорогах.
Она в том числе будет содержать данные о расположении таких постов, о том, какие допустимые весовые и габаритные параметры действуют на участке дороги, где проводится контроль, протоколы инструментальной диагностики постов весогабаритного контроля, акты с результатами взвешивания и замеров транспортных средств и др.
При этом система будет также интегрирована с системой выдачи электронных специальных разрешений на проезд тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств и с Государственной информационной системой электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Таким образом, она позволит решить сразу несколько задач, существенных не только для надзорных органов и государственных властей, но и для самих перевозчиков.
Чем система полезна для перевозчиков?
Во-первых, с помощью системы они смогут на одной платформе получить доступ к данным о взвешивании с любого поста весогабаритного контроля, вместо того чтобы искать результаты по разным источникам (сейчас пункты, расположенные на региональных дорогах, курируются регионами, а потому в каждом регионе действует своя уведомительная система о результатах взвешивания и замеров).
Во-вторых, благодаря единой системе перевозчики в принципе смогут увидеть карту размещения всех постов весогабаритного контроля — как уже действующих, так и тех, которые находятся в тестовой эксплуатации (когда за нарушения весогабаритных параметров еще не штрафуют), причем с указанием конкретного периода такой эксплуатации.
При этом, как можно понять, информация о полученных штрафах со всех постов тоже будет приходить централизованно — в Личный кабинет перевозчика на сайте системы.
Плюс, интеграция с системой выдачи специальных разрешений должна исключить случаи, когда перевозчика при наличии такого разрешения привлекают к ответственности и ему потом приходится тратить время и ресурсы на обжалование постановления.
Но главное — система должна наладить контроль за самими постами весогабаритного контроля с тем, чтобы все они находились в надлежащем состоянии и перевозчикам не выписывали штрафы на основании некорректных замеров.
С этой целью, как уже отмечалось, в системе будут содержаться данные о проведенной диагностике по каждому пункту весогабаритного контроля. Причем, как следует из законопроекта, такая диагностика должна будет проводиться регулярно.
Так, в частности, в документе подчеркивается, что данные о проведенных замерах и взвешивании грузовиков могут передаваться в Ространснадзор только в том случае, если успешно завершена очередная автоматизированная диагностика функционирования автоматического пункта или получен положительный результат очередного мониторинга его функционирования.
А что сейчас не так с постами весогабаритного контроля?
Как недавно показал аудит, проведенный Счетной палатой, в 2024-м году из 579 установленных автоматических постов почти половина в принципе не работала. Основными причинами этого в отчете назвали дефекты дорожного покрытия в зоне контроля и поломки оборудования.
В свою очередь, в конце прошлого года в ассоциации «АвтоГрузЭкс» сообщали, что за первые три квартала прошлого года количество штрафов по весогабаритному контролю увеличилось на 20%, однако не менее половины из них были выписаны необоснованно — по результатам ошибочных замеров.
То, что многие автоматические посты весогабаритного контроля в стране работают с нарушениями, явно было видно и из комментариев в телеграм-канале Министерства транспорта РФ. Пока эти комментарии не закрыли, чуть ли не под каждом постом, даже вообще не относящимся к дорожной сфере, перевозчики сетовали на очередной необоснованный штраф с автоматического поста.
Вот один из примеров такого комментария:
«Хотелось бы услышать что-то вразумительное и узнать, кто разрешит ситуацию по некорректно работающим рамкам весового контроля. Пострадавших перевозчиков уже тысячи, а как говорится, воз и ныне там! Незаконные штрафы продолжают сыпаться на перевозчиков изо дня в день!!! И достучаться до тех, кто заправляет всем этим, не представляется возможным, так как с перевозчиками на диалог никто не идет».
Таким образом, внедрение единой системы весогабаритного контроля должно (хотя бы в идеале) исправить эту ситуацию.
Почему законопроект откладывается?
Как стало известно изданию «Коммерсантъ», депутаты Государственной Думы хотят отложить рассмотрение законопроекты на следующий год. А это значит, что в таком случае вряд ли единую систему весогабаритного контроля успеют запустить к 1-му сентября 2026-го года и заработает она полноценно только где-то в 2027-м году.
То есть: вместе с законопроектом откладывается и решение проблемы перевозчиков.
Впрочем, в комментариях изданию глава парламентского Комитета по транспорту Евгений Москвичев пояснил, что с самой сутью законопроекта противоречий нет. Однако есть замечания к его форме.
По словам депутата, документ должен быть написан доходчиво и прозрачно.
Кроме того, есть вопросы к разделению полномочий по весогабаритному контролю с регионами.
В нынешнем виде законопроект якобы предусматривает, что к контролю и вынесению постановлений о нарушениях будет причастен только Ространснадзор, а это значит, что и соответствующие штрафы будут поступать именно в федеральный бюджет, в то время как регионы тоже заинтересованы в пополнении своих бюджетов...